Осветительное оборудование современных автомобилей представляет собой хитроумно устроенную систему обеспечения нужного света в нужное время. Главными и наиболее мощными по потреблению энергии являются, разумеется, главные фары. Далее, нужное освещение обеспечивают также противотуманные фары, задние фонари, огни стоп-сигнала, фонари заднего хода, указатели поворотов, противотуманные задние фонари и также фонари освещения номерного знака и лампочки салона, включая освещение ящика для перчаток и багажника.
Освещение автомобиля является центральным активным элементом безопасности при ночном дорожном движении. Кроме этого, вследствие возрастающей плотности транспортного движения все более актуальным становится движение с включенным светом в дневное время. Согласно исследованиям движение со светом днем могло бы снизить на 25% количество несчастных случаев со смертельным исходом. Поэтому во многих странах включение фар днем давно стало обязанностью. Последние разработки могли бы решить эту проблему путем автоматизации.
Возможным шагом, но, безусловно, промежуточным решением, являются дополнительные фонари. Фирменные изготовители предлагают компактные и энергосберегающие фонари для дополнительного оснащения. Эти фонари, потребляя около 12 Вт, расходуют сравнительно мало энергии и монтируются на передней части автомобиля. Если включается обычный свет, они автоматически гаснут.
Свет по индивидуальному заказ
Долгое время системы освещения были статичными. Информация бортовой сети автомобиля использовалась только один раз при регулировке дальности света. Сейчас светотехника все больше интегрируется в сеть передачи данных и коммуникации автомобиля. Функции объединяются в сеть для того, чтобы вообще можно было реализовать новые системы. Проектируются подвижные фары и изменяемое программным обеспечением освещение. В программе работ стоят действующие с опережением фары, интеллектуальные задние фонари и концепция адаптивного освещения салона.
Распределение света адаптируется к таким меняющимся ситуациям, как рельеф и тип дороги, условия непогоды и желания водителя. За счет изменяемого во времени распределения света водитель получает самые лучшие условия видимости, не ослепляя при этом встречные автомобили. Куда он ни направляется, свет тут как тут. Могут определяться различные ситуации светотени: реальностью становятся стояночные огни с широким рассеянием света, качающееся освещение для сельских дорог и освещение для автомагистрали с высокой дальностью света. Для приближения к перекрестку предусмотрено широкое рассеяние света для того, чтобы раньше увидеть велосипедиста или пешехода.
На поворотах изменение направления ближнего света сделает возможным в будущем оптимальное использование светового потока. Боковая область тогда будет освещаться в зависимости от ситуации. Для искривления светового потока система оценивает сенсорные сигналы о скорости автомобиля и угле рулевого управления. За счет приведения в действие указателей поворотов освещение может адаптироваться еще до проезда поворота.
Часто неправильно используемые противотуманные фары могут быть автоматизированы умной электроникой: адаптивные задние фонари, сила света которых адаптируется в соответствии с окружающими условиями. При тумане и брызгах они светят сильнее всего, при ясной видимости ночью – слабее.
Затем, в будущем, индикатор аварийного торможения должен будет оценивать сигналы замедления, поступающие от управления ABS и ESP, и подавать сигнал об опасной ситуации путем автоматического включения аварийной сигнализации. Посредством сенсора света может измеряться освещенность окружающей местности и адаптироваться интенсивность света задних фонарей, огней стоп-сигнала и функции прерывистого режима работы фонарей. Ночью будет использоваться на треть меньший уровень света по сравнению с нынешним, т.к. глаз адаптируется к темноте. Повышенная освещенность днем, обусловленная солнечным излучением, будет сбалансирована утроенной интенсивностью света по сравнению с нынешним уровнем.
Другой областью разработок является сенсорика загрязнения и видимости, интегрированная в фонарь. Она должна распознавать на стекле фары туман, брызги, дождь, снег и грязь. Определяются удаление и скорость движущегося сзади транспорта и на базе других данных об автомобиле адаптируют заднее освещение. Освещение салона позволит обеспечить оптимальную ориентацию в автомобиле и благодаря этому повысить безопасность движения. Кроме того, оно должно быть гармоничным элементом дизайна салона и создавать в темноте атмосферу комфорта. Наряду со светодиодами всех цветов в распоряжении имеются в качестве новых источников света не слепящие электролюминесцентные пленки. Они подходят для маркировки контуров и представляют собой равномерно светящиеся ленты.
Освещение в Polo 2002 года выпуска
Со своим блоком управления бортовой сетью J519 новый Polo уже имеет несколько признаков таких будущих интеллектуальных систем освещения. За счет умного управления освещением салона щадится емкость аккумулятора. Если выключатели фонарей салона находятся впереди и сзади в контактном положении дверей, то блок управления обеспечивает следующее:
При остановке автомобиля с открытыми дверями фонари салона выключаются через 10 мин, снимая ненужную нагрузку на аккумулятор;
Фонари салона включаются на 30 с., если автомобиль деблокируется или вынимается ключ зажигания. При блокировке автомобиля или при включении зажигания свет в салоне сразу выключается;
Фонари в салоне включаются при столкновении.
Другой задачей управления освещением салона является выключение через 30 минут после выключения зажигания включенных вручную фонарей салона и фонарей для чтения впереди и сзади, фонаря ящика для перчаток и фонаря зеркала для макияжа.